О новых нотариальных действиях

Надежда Викторовна Шмакова уже не раз давала консультации, публикуемые в региональной газете "Гражданин Оренбуржья". Приводим здесь текст это статьи. 

Меняется роль нотариуса в современном мире. Сегодня нотариусы выполняют наряду с традиционными и некоторые новые нотариальные действия, например, подают документы в органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц. Нотариус г. Оренбурга Надежда Викторовна Шмакова сегодня отвечает на вопросы, связанные с новыми нотариальными действиями.
  • Наша организация состоит на учёте в Москве, фактически осуществляет деятельность в Оренбурге. Выясняли, как нам подать заявление о внесении изменений в устав, специалист ИФНС разъяснил, что это можно сделать и в Оренбурге, у нотариуса, через Интернет. Раньше такого не было, действительно ли это так?
На самом деле нотариусы и раньше передавали заявления физическим и юридическим лицам. Просто сейчас это намного упростилось в связи с появлением разнообразных электронных сервисов. Все нотариусы Оренбургской области обладают электронно-цифровой подписью, что позволяет им осуществлять передачу документов в самые разные организации. Самой востребованной оказалась услуга по передаче заявлений в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц. Для Оренбургской области это МИФНС № 10, в других субъектах Федерации — другие уполномоченные органы налоговой службы. Подпись заявителей на большинстве форм должна быть нотариально засвидетельствована. Это удобно и быстро. Один раз сходили к нотариусу, засвидетельствовали подпись, в этот же день нотариус осуществил официальную передачу в налоговый орган. Даже если налоговый орган находится в самом далёком от Оренбургской области субъекте Российской Федерации.
  • Очень много информации в СМИ о том, что нотариус передаёт документы на государственную регистрацию недвижимости сам, и тогда сроки регистрации сокращены. Это действительно так?
Да, такая возможность появилась с 1 февраля 2014 года. Внесены изменения в Основы законодательства о нотариате, ст. 86_2 предусматривает, что нотариус, удостоверивший сделку, выдавший свидетельство, на основании которых подлежит государственной регистрации право на недвижимое имущество или сделка с ним, по просьбе лиц, обратившихся за совершением соответствующего нотариального действия, представляет заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с приложением иных необходимых для совершения регистрационных действий документов в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (регистрационный орган). Если иное не согласовано с лицами, обратившимися за совершением нотариального действия, нотариус, совершивший нотариальное действие, получает свидетельство о государственной регистрации права, а также иные документы, выдаваемые регистрационным органом, и передает их указанным лицам. Порядок представления документов на государственную регистрацию устанавливается Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".  Срок регистрации составит пять дней. Можно только приветствовать заботу государства о сокращении хлопот наших соотечественников по регистрации прав на недвижимое имущество. Сами нотариусы не считают такую деятельность чем-то необычным для себя, поскольку каждый день работают с документами подобного рода. И если сделки с недвижимостью пока не требуют нотариальной формы, то наследство - это испытанная нотариальная сфера деятельности, поэтому можете после оформления наследства смело просить нотариуса, выдавшего Вам свидетельство о праве на наследство, передать документы на государственную регистрацию. Нотариусы уже начали это делать.
  • Я получил кадастровый паспорт на свой дом в электронном виде. Банк требует его бумажную копию, заверенную нотариусом. Я не совсем понимаю, как это можно сделать. Работают ли нотариусы с таким документами?
Начинают работать. Правда, с возможностью свидетельствования официальной копии придётся подождать. Согласно изменениям, которые вступят в силу с 1 июля 2014 года, вводится новое нотариальное действие - Удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу. Нотариус будет подтверждать тождественность содержания представленного нотариусу электронного документа содержанию изготовленного нотариусом документа на бумажном носителе. Изготовленный нотариусом документ на бумажном носителе будет иметь ту же юридическую силу, что и электронный документ, равнозначность которому удостоверена нотариусом.

Есть определённые требования к электронному документу. Представленный нотариусу электронный документ должен быть подписан квалифицированной электронной подписью. Квалифицированная электронная подпись лица, от которого исходит документ, должна быть проверена и подтверждена ее принадлежность заявителю в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".